СЕКРКТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, №21 (65) 2001 г.
 
  Мария БЕЛИНСКАЯ
Александр МАРЦИНКЕВИЧ:
"МЫ ПРИХОДИМ К ВАМ С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ"
 
 
Среди питерских цыганских ансамблей Александр Марцинкевич и его группе "Кабриолет" вряд ли кто составит конкуренцию. За почти десять лет существования они исколесили добрую половину Европы (правда, не в кибитке, как в былые времена кочевали их предки), побывали с гастролями во многих городах России, становились лауреатами и призёрами множества фестивалей цыганской музыки и дома, и за рубежом, выступали на одной сцене с такими признанными мастерами, как семья Бузылевых. На их концертах всегда аншлаг, даже в летний "мёртвый" сезон, тогда как именитые московские поп-звёзды не могут собрать и половину зала.


ЦЫГАНСКИЙ ПАГАНИНИ
В детстве Александру Марцинкевичу не раз рассказывали историю, которая приключилась с его родным дедом во время Отечественной войны. Тогда их семья проживала в оккупированном Пскове и Сашин дед укрывал в своем доме от фашитов русских партизан. Местный староста предательски "заложил" его немецким властям. Того немедленно арестовали и тут же приговорили к расстрелу. Правда, фрицы оказались на редкость гуманными, пообещав перед этим исполнить последнее желание смертника. А дальше все произошло как в сказке: Сашин дед потребовал принести ему аккордеон и начал играть. Немецкий офицер, пораженный мастерством исполнителя и его хладнокровием перед смертью, отпустил цыгана восвояси.
- Вы представляете, какую силу может иметь музыка и что такое "цыганская душа"? - восклицает Марцинкевич, пересказывая это семейное предание. -Нет, чтобы глубоко, по-настоящему понять это, нужно цыганом родиться!
Страсть к музыке у цыган едва ли не прирожденная, черта национального характера, особенность менталитета. Природа одарила этот народ поистине уникальной музыкальностью: большинство из них с детства обладают прекрасными голосами, владеют, зачастую виртуозно, многими музыкальными инструментами, а танцевать "учатся раньше, чем ходить". Вот и семилетний Саша, еще толком не умея читать и писать, уже играл на гитаре, подаренной матерью. В столь же раннем возрасте он начал петь и "стучать" на самодельной ударной установке. Она состояла из обычных кухонных кастрюль и звучала ужасно. Несколько раз соседи Саши предпринимали отчаянные попытки уничтожить эту монструозную конструкцию, однако он терпеливо собирал ее вновь и ежедневно уделял барабанной науке не менее трех-четырех часов. Смех смехом, но в двенадцать лет он получил первую премию на городском конкурсе юных талантов, среди участников которого он был единственным "самоучкой". Во время выступления у него сломалась барабанная палочка, Саша, почти как Паганини, сыграл одной и требовательное жюри, конечно же, ничего не заметило.
А в 13 лет Александр Марцинкевич написал свою первую песню, и с этих пор выбор будущей профессии стал для него очевиден.


ГДЕ ГИТАРЫ, ТАМ И ЦЫГАНЕ
Если условно разделить все имеющиеся профессии на "цыганские" и "не цыганские", то профессия "музыкант", несомненно, принадлежит к первой группе. Правда, в истории русской культуры репутация цыганской музыки, прямо скажем, была весьма сомнительной. С одной стороны, она привлекала своей самобытностью, темпераментом и мелодичностью, но в то же время считалась чем-то выходящим за грани приличия. Нередко ее если и не запрещали, то всячески поливали грязью. Пожалуй, только в середине про-шлого столетия цыганскую музыку наконец-то "признали". Сегодня в цыганской среде быть артистом, музыкантом не только почетно, но и довольно прибыльно. Однако деньги эти неверные и заработать их зачастую возможно только в ресторане.
Творческая биография Александра Марцинкевича тоже началась с тяжелой работы в храме чревоугодия. Три года он выступал с цыганским фольклорным коллективом "Мириклэ", с которым случайно свела его судьба, но в отличие от большинства своих коллег не остался на этом уровне навечно.
- Это ужасно, когда ресторанная публика воспринимает тебя всего лишь как экзотическое блюдо, - вспоминает Саша. - Не каждый сможет, какие деньги ему ни посули, исполнять под заказ любую музыку, пока твой "благодарный слушатель" за обе щеки уплетает жареную баранину. Ты выходишь к зрителю, выкладываешь свою душу, поешь о вечном - о любви, о счастье, а он не в силах оторваться от тарелки! Все мои душевные переживания, искренность моих чувств становятся ничем по сравнению с тупым процессом пищеварения. Меня это убивало. Впрочем, своего ресторанного прошлого Александр Марцинкевич не стыдится и не открещивается от него при каждом удобном случае, как делают некоторые популярные артисты. Он считает, что эта работа оказалась хорошей школой и многому научила его, а именно - огромной выдержке и умению привлечь к себе внимание зрителей.
К 1994 году Александр приобрел достаточно опыта и смелости, чтобы создать собственную группу. За время работы в ансамбле "Мириклэ" им было написано немало песен, имевших безоговорочный успех на ресторанной площадке. Настала пора проверить их "действие" на большой сцене. Прибегнув к старейшему методу - небезызвестной цыганской почте, - он подобрал коллектив молодых и талантливых музыкантов.


"КАБРИОЛЕТ"
Казалось бы, что общего имеет шикарный иностранный автомобиль с цыганской музыкой? Просто "кабриолетом" цыгане между собой называют кибитку с открытым верхом. Про людей, которые прибывали в гости на таком "кабриолете", в старину говорили: "Они пришли к нам с открытым сердцем".
- Отсюда и название ансамбля, ведь мы действительно приходим к вам, зрителям, с открытым сердцем и поем от всей души, - утверждает Александр Марцинкевич.
В 1996 году уже сложив-шийся ансамбль "Кабриолет" получил Гран-при на Всемирном фестивале цыганской музыки в Польше. Там же они записывают и свой первый альбом под непритязательным названием "Морэ", что в переводе означает "цыган". На заглавную песню альбома, несколько месяцев входившую в десятку лучших песен страны, сняли клип.
Все бы ничего, но по возвращении в Россию музыканты узнали, что некая польская группа выпустила альбом под таким же названием и с теми же песнями, правда, в несколько иной обработке. Указание на автора песен, коим и является Александр Марцинкевич, естественно, отсутствовало. Последовавшая судебная тяжба между оскорбленными музыкантами группы "Кабриолет" и плагиаторами полностью доказала вину последних. Обидчики были наказаны, авторские права восстановлены, а драгоценные песни возвращены "на родину". А вот здесь-то оказалось, что творчество Марцинкевича и его коллег пока еще не может найти выход на свою аудиторию. Все песни альбома "Морэ" были на цыганском языке, поэтому ни одна звукозаписывающая студия в Санкт-Пе-тербурге не взяла на себя смелость выпустить его на российский музыкальный рынок. Отказ звучал примерно одинаково: "Альбом, конечно, замечательный, но если бы вы, ребята, пели на русском..." Что ж, как это ни обидно, но пришлось подчиниться законам коммерции. Из репертуара максимально исключили песни на родном языке, и теперь они составляют чуть более его трети. В любом случае, в намерения музыкантов не входит полностью от них отказываться.
В 1997 году группа "Кабриолет" стала лауреатом Фестиваля эстрадной песни России в Москве, а в 1999 г. - лауреатом Серебряного ключа в Санкт-Пе-тербурге. Но, пожалуй, их главным достижением было участие на Международном фестивале цыганского искусства "На рубеже веков", который состоялся в прошлом году. Тогда в феерическом концерте приняли участие около 300 артистов и коллективов. Судейская коллегия, председателем которой стал художественный руководитель единственного в мире Московского цыганского театра "Ромэн" Николай Сличенко, отобрала тридцать самых лучших. Александр Марцинкевич и его группа оказались в их числе и как победители получили золотую медаль.


- Я счастлив, что "Кабриолет" смог занять достойное место среди других цыганских музыкальных коллективов. Особенно приятно, что это питерская группа, и она вряд ли чем уступает многим столичным, а теперь уже и зарубежным ансамблям. Хотя мы и не столь знамениты, но все еще впереди! Самое главное, что люди слушают наши песни, на наши концерты приходит зритель в буквальном смысле от трех до ста лет, - а это уже само по себе показатель нашей популярности и того, что цыганская культура еще кому-то небезразлична.

 
 
СЕКРКТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, №21 (65) 2001 г.
 

 

 

КартаКарта